Чем объясняется сходство и различие в строение органов растений
Растительная и животная клетка
Основой любого живого организма является клетка. Она способна к самовоспроизведению и регенерации, несёт в себе генетическую информацию, обеспечивает важные обменные процессы. Клетки характерны для животных и растений. Их объединяют общие свойства и строение, но при этом каждая из них обладает уникальными особенностями. Различия растительной и животной клетки лежат в основе удивительного многообразия живого мира нашей планеты.
Сходства в строении растительной и животной клетки
Каждая клетка, независимо от своего происхождения, включает в себя стандартный набор органелл, играющих ключевую роль в процессах жизнедеятельности самой клетки. К таким органеллам относят:
- Ядро — важнейший компонент клетки, содержащий генетическую информацию и обеспечивающий её передачу потомкам. Ядро окружено двойной мембраной, благодаря чему полностью изолировано от цитоплазмы. Цитоплазма — вязкая прозрачная среда, заполняющая все пространство клетки. Цитоплазма позволяет органеллам свободно перемещаться внутри клетки, а также обеспечивает транспорт синтезированных веществ. Клеточная мембрана — оболочка, отделяющая клетку от внешней среды. Обеспечивает поступление веществ в клетку и вывод продуктов жизнедеятельности. Комплекс Гольджи — пластинчатый комплекс, предназначенный для синтеза белков и последующего их транспорта из клетки. Эндоплазматическая сеть — система плоских цистерн, канальцев и пузырьков, ограниченных мембранами. Участвует в обменных процессах, обеспечивая транспорт веществ из окружающей среды в цитоплазму. Митохондрии — микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями (аккумулятором) клеток. Также выполняют дыхательную функцию (поглощают кислород и выделют углекислый газ).
Рибосомы — микроскопические немембранные органеллы, необходимые для синтеза белка. Они объединяют аминокислоты в пептидную цепь, образуя новые белковые молекулы. Лизосомы — мембранные органеллы, содержащие множество ферментов, способных разрушать все типы биологических полимеров: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды. Выполняют функцию пищеварительной системы.
Принципиальное сходство в особенностях строения и молекулярного состава клеток растений и животных указывает на родство и единство их происхождения. Отличаться они стали в ходе эволюции, под воздействием разных сред обитания и образа жизни.
Сравнительная характеристика клеток
Помимо общих признаков, растительные и животные клетки имеют ряд существенных отличий в строении и выполняемых функциях.
Главное отличие растительных и животных клеток заключается в их способе питания. Клетки растений способны синтезировать органические вещества из неорганических за счёт энергии солнечного света в процессе фотосинтеза. Источником энергии для животных клеток служат органические вещества, поступающие вместе с пищей.
Отличие растительной клетки от животной можно кратко подать в виде таблицы, которая пригодится на уроке биологии в 10 классе.
Автотрофный (фототрофный, хемотрофный). Способный получать органические вещества из неорганических (фотосинтез)
Гетеротрофный (хемотрофный, сапротрофный, паразитический). Не способны самостоятельно производить органические вещества
Способ хранения питательных веществ
В цитоплазме в виде клеточных включений
Основной запасной углевод
Крахмал — твёрдое нерастворимое в воде вещество
Гликоген — быстрорастворимое в воде вещество
В хлоропластах и митохондриях
В хлоропластах и всех частях клетки, где тратится энергия
Во всех частях клетки, где тратится энергия
Между дочерними клетками образуется перегородка
Между дочерними клетками образуется перетяжка
Есть клеточный центр с центриолями
Клетка покрыта целлюлозной клеточной стенкой, которая расположена снаружи от мембраны. Толстая плотная стенка сохраняет постоянную форму клетки
Клетка лишена плотной оболочки и может менять свою форму
Что мы узнали?
Растительная и животная клетки имеют много общего во внутреннем строении, но принципиально отличаются способами питания и деления, наличием тех или иных органелл. Сравнение растительной и животной клетки позволяет убедиться в том, что они имеют общее происхождение.
Биология. Рабочий лист. Лабораторная работа «Сравнение видов по морфологическому критерию»




Рабочий лист «Лабораторная работа «Сравнение видов по морфологическому критерию»» предназначен для учащихся 11 кл. Разработан В соответствии с ФОП.
Рабочий лист позволит закрепить понятия «вид», «морфологический критерий», а также научиться анализировать виды (по изображению) по морфологическому критерию. Задания 4-5, 6-7, 8-9 можно распределить между учащимися или организовать работу в группах. Можно предложить выполнение лабораторной работы в качестве домашнего задания (тогда учащиеся могут воспользоваться доп. источниками информации о предложенных для сравнения видах).
Включает редактируемый вариант.
Буду Благодарна за оценку и комментарии, это поможет внести положительные изменения в рабочий лист и последующие материалы делать с учётом Ваших предложений по улучшению качества!
Удачи в использовании!
Файл будет скачан в форматах:
Настоящая методическая разработка опубликована пользователем Сычёва Олеся Александровна. Инфоурок является информационным посредником
Презентация: » Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» «
Поможем быстро повысить квалификацию!
Рабочие листы
К вашим урокам
Курс повышения квалификации
Производство казеина: технологии, методы, требования
Курс профессиональной переподготовки
Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 66.691 образовательному учреждению. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Организация элективного курса в рамках реализации проекта «Точки роста»: преподавание генетики на углублённом уровне ООО и СОО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 66.691 образовательному учреждению. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Организация элективного курса в рамках реализации проекта «Точка роста»: методология биологического эксперимента
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 66.691 образовательному учреждению. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Методические разработки к Вашему уроку:















Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Лабораторная работа № 1
Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию»
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
2. Сравните растения трех видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
5 слайд Клевер ползучий
Многолетнее травянистое растение.
Корневая система разветвлённая. Корень многоглавый, главный корень
Укороченный (мочковатая корневая система).Стебель ползучий,
Стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый.
Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные,
На верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной.
Цветочные головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в
Поперечнике; цветоносы длиннее черешков листьев, длиной 15—30 см,
После отцветания отгибаются вниз, тогда как молодые или цветущие торчат вверх.
Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные.
В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Нектароносная ткань расположена на дне венчика вокруг завязи. Цветёт с мая до глубокой осени. Цветки в головке распускаются от периферии к центру.
Пыльцевые зёрна трёхбороздно-оровые, эллипсоидальной формы. Длина полярной оси 23,8—27,2 мкм, экваториальный диаметр 20,4—25,4 мкм. В очертании с полюса округло-треугольные, со слегка выпуклыми сторонами, с экватора — широкоэллиптические. Борозды шириной 3,5—5 мкм, длинные, с неровными краями, со слегка притуплёнными концами, несходящимися у полюсов. Оры округлые, с ровными краями, наибольший диаметр 10 мкм. Мембрана борозд и ор зернистая. Ширина мезокольпиума 18—21 мкм, диаметр апокольпиума 5—8 мкм. Толщина экзины 1,5 мкм. Текстура пятнистая. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета.
Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль.
Размножается как семенами, так и вегетативно.
— двулетнее, но чаще многолетнее травянистое
Растение, достигает в высоту 15—55 см.
Ветвистые стебли приподнимающиеся.
Листья тройчатые, с широкояйцевидными
Мелкозубчатыми долями, листочки по краям
Цельные, с нежными ресничками по краям.
Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят
Часто попарно и нередко прикрыты двумя
Верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками.
Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые.
Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре.
Размножается как семенами, так и вегетативно.
Рабочие листы
К вашим урокам
Краткое описание документа:
Презентация содержит материал по описанию морфологических признаков трех видов лютика и двух видов клевера, что облегчает работу с гербарием и делает её более доступной не требуя поиска информации в дополнительной литературе.
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.
Источник — https://obrazovaka. ru/biologiya/rastitelnaya-i-zhivotnaya-kletka. html